Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 сентября 2025 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе председательствующего судьи Оленина И.Г.,
при секретаре судебного заседания Клейменовой Е.А.,
с участием помощника прокурора Заволжского района г. Ульяновска Голендеева А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шилова Антона Андреевича к Алымову Андрею Сергеевичу об отмене регистрации кандидата,
У С Т А Н О В И Л:
Шилов А.А. обратился в суд с административным иском к Алымову А.С. об отмене регистрации кандидата, указав, что Ульяновская Городская Дума 25.06.2025 назначила выборы депутатов Ульяновской Городской Думы седьмого созыва на 14 сентября 2025 года. Он и Алымов А.С. зарегистрированы кандидатами в депутаты Ульяновской Городской Думы седьмого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу №9. Кандидатом Алымовым А. С. в целях подкупа избирателей в ходе предвыборной агитации бесплатно оказывались услуги избирателям по благоустройству придомовых территорий, расположенных в границах Заволжского одномандатного избирательного округа №9. Так, 16.07.2025 Алымов А.С. установил искусственные неровности в количестве 3 штук во дворе дома № <адрес> по ул. <адрес> в г. Ульяновске, оказал услуги по покосу травы, установил искусственные неровности во дворе дома № <адрес> в г.Ульяновске. В этот же день Алымов А.С. выложил фотографии с комментариями на своей странице «Вконтакте». Тем самым, кандидат Алымов А.С. нарушил требования Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
Административный истец просил суд отменить регистрацию кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы седьмого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 9 Алымова А.С.
Судом к участию в деле привлечены: в качестве административного ответчика – Территориальная избирательная комиссия №1 Заволжского района муниципального образования «Город Ульяновск», в качестве заинтересованных лиц – Избирательная комиссия Ульяновской области, а также кандидаты в депутаты Ульяновской городской Думы VII созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 9 Нефёдова И.В., Медведев А.Б., Картламаев А.И., Соколов М.А.
Административный истец Шилов А.А. и его представители Новоселов А.Ю., Евстигнеев Е.П. в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам искового заявления, просили удовлетворить иск в полном объёме.
Административный ответчик Алымов А.С. в судебном заседании исковые требований не признал. Пояснил, что он часто встречается с жителями многоквартирных домов, знает проблемы жителей, дает им рекомендации как правильно провести те или иные работы, так как является строителем. Никаких работ, указанных в исковом заявлении, он не организовывал, не финансировал и не осуществлял. Старшие и председатели многоквартирных домов звонили ему уже после выполнения третьими лицами работ по благоустройству придомовых территорий, просили приехать и проверить правильно ли произведены работы. Искусственные неровности во дворах домов № <адрес> в г.Ульяновске он не возводил и никому не поручал их возведение. Приехал во дворы этих домов уже после завершения работ по просьбе жителей и пояснил, что лежачие полицейские не соответствуют строительным нормативам. Покос травы не организовывал и не производил. Просил отказать в удовлетворении административно иска.
Представитель административного ответчика Толкачев К.С. в судебном заседании поддержал позицию и доводы своего доверителя. Дополнительно пояснил, что Алымов А.С. никаких работ по благоустройству придомовых территорий в целях предвыборной агитации и подкупа избирателей не организовывал, не финансировал и не производил. Административный истец и административный ответчик являются конкурентами по одномандатному избирательному округу № 9. Административный истец Шилов А.С. является административно поддерживаемым кандидатом в депутаты по данному округу, в связи с чем административный иск в отношении Алымова А.С. подан в суд с целью устранения конкурента. Доводы административного иска идентичны заявлению ФИО12 о прекращении регистрации Алымова А.С. в качестве кандидата в депутаты, рассмотренному Избирательной комиссией Ульяновкой области, принявшей постановление от 21.08.2025 об отказе в удовлетворении этого заявления в связи с отсутствием к тому оснований. Просил отказать в удовлетворении административного иска.
Представители административного ответчика - Территориальной избирательной комиссии №1 Заволжского района муниципального образования «Город Ульяновск» Носырева Н.Г. и Гусев И.В. в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований оставили на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - Избирательной комиссии Ульяновской области – Гусев И.В. представил в суд письменные возражения на иск о недостаточной обоснованности заявленных административным истцом требований (л.д.22-24), в судебном заседании он письменные возражения поддержал, вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда.
Заинтересованные лица: кандидаты в депутаты Ульяновской городской Думы VII созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 9 Нефёдова И.В., Медведев А.Б., Картламаев А.И., Соколов М.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом.
С учетом мнения участников процесса суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав стороны и их представителей, представителя заинтересованного лица – Избирательной комиссии Ульяновской области, заключение помощника прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, допросив свидетелей сторон, исследовав материалы административного дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 3 и 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч.11 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Подпунктом «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67 - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) предусмотрено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.
Пунктом 2 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ и частью 3 статьи 66 Закона Ульяновской области от 01.08.2007 № 109-30 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» регламентируются ограничения при проведении предвыборной агитации, связанные с подкупом избирателей.
В соответствии с данными нормами законодательства кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных материалов, которые специально изготовлены для избирательной кампании по выборам депутатов представительного органа муниципального образования и стоимость которых не превышает 2% величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения за единицу продукции; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом Ульяновская Городская Дума 25.06.2025 назначила выборы депутатов Ульяновской Городской Думы седьмого созыва на 14 сентября 2025 года.
Административный истец - Шилов А.А. постановлением № от 01.08.2025 Территориальной избирательной комиссией №1 Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» зарегистрирован кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы седьмого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу №9.
Кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы седьмого созыва по тому же одномандатному избирательному округу на основании постановления № от 07.08.2025 Территориальной избирательной комиссией № 1 Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» был зарегистрирован и административный ответчик Алымова А.С.
Позиция административного истца основана на том, что 16.07.2025 административный ответчик Алымов А.С. установил искусственные неровности в количестве 3 штук во дворе дома № <адрес> в г. Ульяновске, оказал услуги по покосу травы, установил искусственные неровности во дворе дома № <адрес> в г.Ульяновске, тем самым совершив подкуп избирателей.
В соответствии со ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В качестве доказательств, обосновывающих исковые требования, стороной административного истца были представлены скриншоты со страницы в социальной сети «Вконтакте» на имя «ФИО2» в количестве 7 шт., содержащие фотоснимки работ по благоустройству придомовых территорий и пояснительные надписи к ним (л.д.67-73).
Также судом были заслушаны в качестве свидетелей стороны истца: ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14
Из показаний свидетеля ФИО11 следует, что он состоит в должности заместителя главы администрации Заволжского района г.Ульяновска и квартального по 8-му избирательному округу. В июне - июле 2025 года он исполнял обязанности квартального 9-го избирательного округа. С Алымовым Андреем он познакомился в двадцатых числах июля 2025 года в парке Олипийском в Заволжском районе г.Ульяновска, где осуществлялся покос травы силами организации «Русские Витязи» под руководством Алымова А.С. Также со слов квартального 9-го избирательного округа ФИО19 ему стало известно, что «Русские Витязи» осуществляли покраску скамеек, порубку аварийных деревьев, замену сеток ограждения на придомовой территории, покос травы д.5 по проезду Сиреневому в г.Ульяновске.
Из показаний свидетеля ФИО12 следует, что он работает дворником, 15.08.2025 во дворе дома № <адрес> он обнаружил спиленные деревья. Со слов прохожих ему стало известно, что деревья были спилены Алымовым А.С. Он пристально следит за деятельностью Алымова А.С., так как испытывает к нему личную неприязнь, в связи с чем зашел на личную страницу Алымова А.С. в социальной сети «Вконтакте», откуда 16.08.2025 сделал скриншоты с отчетами Алымова А.С. о проделанной работе по благоустройству придомовых территорий, а затем обратился в правоохранительные органы и Избирательную комиссию Ульяновской области с письменными заявлениями в отношении Алымова А.С. о подкупе избирателей. Избирательная комиссия Ульяновской области отказала ему в удовлетворении заявления. Алымов А.С. также отрицал причастность к работам по благоустройству придомовых территорий. Из социальной сети «Вконтакте» ему стало известно, что Алымов А.С. установил искусственные неровности в количестве 3 штук во дворе дома № 56 <адрес> в г. Ульяновске, и во дворе дома <адрес> в г.Ульяновске. Кто оплачивал и организовывал эти работы ему неизвестно. Со слов жителей дома №<адрес> в г.Ульяновске ему известно, что Алымов А.С. осуществил опиловку деревьев на придомовой территории.
Свидетель ФИО13 пояснила в судебном заседании, что она является старшей подъезду <адрес>. 8-9 июля 2025 года во дворе их дома состоялась встреча с кандидатом в депутаты Алымовым А.С., который излагал свою биографию и интересовался чем он может помочь в благоустройстве придомовой территории. Предложил установить «лежачие полицейские» на их жалобы об интенсивном движении автотранспорта по придомовой территории. Спустя некоторое время лежачие полицейские были установлены на придомовой территории. Кто оплачивал и организовывал эти работы ей не известно. Данные работы она оценивает как подкуп избирателей. О фактах передачи денежных средств избирателям ей ничего не известно. К Алымову А.С. она испытывает личную неприязнь.
Из показаний свидетеля ФИО14, данных в судебном заседании, следует, что она является жителем многоквартирного <адрес> по проезду <адрес> в г.Ульяновске и поддержала в домашнем чате призыв старшей по дому к тому, чтобы за средства кандидата в депутаты облагородить придомовую территорию, в частности произвести засыпку каменной крошки под парковочные места и на этом сэкономить общедомовые средства. Кто из кандидатов обязался облагородить территорию ей не известно. Лично от Алымова А.С. она никаких призывов не слышала. Кто производил, организовывал и оплачивал эти работы она не видела и не знает, но слышала про «Русских Витязей».
Оценив, представленный стороной истца доказательства, суд относится к ним критически.
Так, представленные стороной истца вышеуказанные скриншоты в количестве 7 штук (л.д.67-73) не имеют нотариального заверения, фотоизображения не датированы, что препятствует определению времени осуществления зафиксированных фотоснимками работ. Кроме того, все скриншоты были представлены в суд свидетелем ФИО12 через представителя административного истца и заверены подписью свидетеля ФИО12, который в судебном заседании заявил о личной неприязни к административному ответчику Алымову А.С. Следовательно, объективность этих доказательств вызывает у суда сомнения, поскольку они представлены лицом, явно заинтересованным в исходе дела, а потому не могут быть положены в основу решения суда.
Что касается вышеприведенных показаний свидетелей со стороны административного истца, то в них не содержится никаких документально подтвержденных сведений о том, что именно Алымов А.С. организовывал, координировал, финансировал и осуществлял проведение работ по благоустройству придомовых территорий своих потенциальных избирателей с целью их агитации голосовать за свою кандидатуру в депутаты Ульяновской Городской Думы либо подкупа с той же целью.
Показания свидетелей ФИО12 и ФИО13 вызывает у суда сомнения в объективности и непредвзятости, а следовательно в допустимости их использования в качестве доказательств по делу, поскольку указанные свидетели прямо заявили в ходе их допроса в судебном заседании об их личной неприязни к административному ответчику Алымову А.С.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что представленные стороной истца доказательства не обосновывают требования административного иска.
В соответствии с ч.1 ст.61 Кодекса административного судопроизводства РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан (глава 5).
В частности, статьей 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление подкупа избирателей.
Факт совершения теми или иными лицами подкупа избирателей при рассмотренных обстоятельствах может быть установлен в рамках процедуры производства по делу об административном правонарушении, осуществляемой в соответствии с положениями вышеуказанного кодекса, которая обеспечивает полное и всестороннее исследование всех имеющих значение для этого вопроса обстоятельств.
Установление наличия или отсутствия в действиях конкретного лица состава соответствующего административного правонарушения производится мировыми судьями в порядке, регламентированном названным кодексом.
Вместе с тем, суду не представлено доказательств, подтверждающих привлечение административного ответчика Алымова А.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Напротив, в материалах административного дела содержится постановление Избирательной комиссии Ульяновской области № 102/778-7 от 21.08.2025 по заявлению ФИО12 о проверке аналогичных доводов, касающихся подкупа избирателей кандидатом в депутаты Алымовым А.С. Согласно выводам, изложенным в данном Постановлении по результатам проведенной проверки Избирательная комиссия Ульяновской области постановила отказать в удовлетворении содержащегося в заявлении ФИО12 требования об аннулировании регистрации кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы седьмого созыва Алымова А.С., обоснованно не усмотрев оснований для удовлетворения требований заявителя (л.д.44-46).
Судом были проанализированы показания свидетелей со стороны административного ответчика Алымова А.С., а именно: ФИО15, ФИО16ФИО17, ФИО19
Так, из показаний свидетеля ФИО15 – председателя многоквартирного <адрес> по проезду <адрес> в г. Ульяновске следует, что засыпка части придомовой территории и распиловка аварийного дерева на ней осуществлялись за средства жителей многоквартирного дома с привлечением сторонних лиц посредством поиска на ресурсе Авито и техники управляющей компании. Алымов А.С. не организовывал и не финансировал эти работы.
Свидетель ФИО18 в судебном заседании показала, что является членом совета <адрес> в г. Ульяновске. Все работы по установке искусственных неровностей на придомовой территории проводились за счет средств жителей дома. Алымов А.С. был приглашен лишь для того, чтобы посмотреть правильно ли были выполнены работы. О фактах поведения работ с целью агитации или подкупа избирателей со стороны Алымова А.С. ей не известно.
Из показаний свидетеля ФИО17 в судебном заседании следует, что она является председателем ТСЖ <адрес> <адрес> в г. Ульяновске. Установка и окраска искусственных неровностей на придомовой территории была произведена по её личной договоренности лицами, которые производили укладку асфальта, за счет жителей дома.
Свидетель ФИО19 в судебном заседании показала, что она является заместителем главы администрации Заволжского района г. Ульяновска и квартальным по 9-му избирательному округу. На придомовой территории дома № <адрес> в г. Ульяновске спил авариных деревьев осуществлялся по порубочному билету, выданному управляющей организацией с применением техники управляющей организации. Покосы травы были организован за счет администрации района с использованием лиц, привлеченных к ответственности за совершение правонарушений. О фактах осуществление работ по благоустройству придомовой территории кандидатом в депутаты Алымовым А.С. ей ничего не известно..
Оснований не доверять показаниям этих свидетелей у суда не имеется, поскольку никто из них не проявил своей заинтересованности в исходе дела, не является родственником Алымова А.С. Показания этих свидетелей непротиворечивы и согласуются как между собой, так и с выводами постановления Избирательной комиссии Ульяновской области № 102/778-7 от 21.08.2025, оснований не доверять которому у суда не имеется.
Таким образом проанализировав все представленные сторонами доказательства в совокупности, судом не установлено обстоятельств, объективно свидетельствующих об обоснованности доводов административного иска о подкупе избирателей кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы седьмого созыва Алымовым А.С.
Таким образом правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований об отмене регистрации кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы седьмого созыва Алымова А.С. надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Шилова Антона Андреевича к Алымову Андрею Сергеевичу, Территориальной избирательной комиссии №1 Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» об отмене регистрации кандидата отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Г. Оленин
Мотивированный текст решения изготовлен 08 сентября 2025 года.