Дело № 2а-3137/2025
(УИД 73RS0004-01-2025-005654-62)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ульяновск 8 сентября 2025 года
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Павлова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаталовой Д.В.,
с участием прокурора Голендеева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алымова Андрея Сергеевича к Шилову Антону Андреевичу, Территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» об отмене регистрации кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы седьмого созыва,
У С Т А Н О В И Л:
Алымов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» об отмене постановления о регистрации кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы седьмого созыва.
В обоснование административного иска указано, что постановлением Территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» от 07.08.2025 № 121/323-4 Алымов А.С. зарегистрирован кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы седьмого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 9.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии №1 Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» от 01.08.2025 №119/303-4 Шилов А.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы седьмого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 9.
В период избирательной кампании кандидат Шилов А.А. неоднократно нарушал ограничения и запреты для проведения предвыборной агитации, установленные пунктом 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
На страницах кандидата Шилова А.А. в социальной сети «Вконтакте» в постах с 24.07.2025 по 05.09.2025 используются результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, когда такое использование осуществляется без согласия правообладателя.
Кроме того, кандидат Шилов А.А. неоднократно нарушал положения пункта 2 статьи 56 Федерального закона N 67-ФЗ, а именно: осуществлял подкуп избирателей: вручал им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производил вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещал произвести такое вознаграждение; проводил льготную распродажу товаров, бесплатно распространял любые товары, за исключением агитационных материалов, которые специально изготовлены для избирательной кампании, кампании референдума и стоимость которых не превышает 2 процентов величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения за единицу продукции; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В ходе избирательной кампании кандидат Шилов А.А. в нарушение положений об оплате изготовления агитационных материалов за счет средств избирательного фонда изготовил и распространил агитационные печатные материалы помимо средств избирательного фонда.
В нарушение положений пункта 5 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат Шилов А.А. использует денежные средства помимо средств собственного избирательного фонда, и их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом.
Просил отменить постановление Территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» от 01.08.2025 № 119/303-4 «О регистрации Шилова Антона Андреевича кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы седьмого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 9», отменить регистрацию кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы седьмого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 9 Шилова Антона Андреевича.
Определением суда от 08.09.2025 прекращено производство по делу в части требований об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» от 01.08.2025 № 119/303-4 «О регистрации Шилова Антона Андреевича кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы седьмого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 9» (в связи с отказом от иска).
Судом к участию в деле привлечен в качестве административного ответчика Шилов А.А., в качестве заинтересованных лиц – Избирательная комиссия Ульяновской области, кандидаты Заволжского избирательного округа № 9 Нефёдова И.В., Медведев А.Б., Картламаев А.И., Соколов М.А., Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Административный истец Алымов А.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного истца Толкачёв К.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что Шилов А.А. совершил подкуп избирателей путем оказания последним медицинской помощи (взятие крови, измерение давления), данное обстоятельство несомненно побудило избирателей голосовать за кандидата Шилова А.А. Указал, что Шилов А.А. использует результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (шрифт в агитационном материале в социальной сети «Вконтакте») без согласия правообладателя. Кроме того, Шилов А.А. неоднократно появлялся в общественных местах в присутствии губернатора Ульяновской области, главы города Ульяновска, главы администрации Заволжского района г. Ульяновска, что свидетельствует о неоднократном использовании Шиловым А.А. преимуществ своего должностного положения.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района муниципального образования «Город Ульяновск» Носырева Н.Г. оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Административный ответчик Шилов А.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Шилова А.А. Новоселов А.Ю. в судебном заседании не согласился с административным иском, просил отказать в его удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица Ульяновского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Евстигнеев Е.П. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил отказать в их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованные лица Нефёдова И.В., Медведев А.Б., Картламаев А.И., Соколов М.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 3 и 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
На основании ст. 25 Федерального закона N 67-ФЗ окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии. Число членов окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления с правом решающего голоса устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Окружная избирательная комиссия, в т.ч. осуществляет регистрацию кандидатов.
В силу ст. 26 Федерального закона N 67-ФЗ территориальные комиссии действуют на постоянной основе. Законом субъекта Российской Федерации территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица. Территориальные комиссии формируются в количестве пяти - четырнадцати членов с правом решающего голоса.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона N 67-ФЗ деятельность комиссий осуществляется коллегиально. Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
В силу ч. 1 ст. 47 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» (ред. от 03.03.2025) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответственно окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией, организующей подготовку и проведение выборов, при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частях 1 и 3, пункте 1 части 4, пункте 1 части 5 статьи 39, частях 1, 4 и 5 статьи 40 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 3, 4, 6 и 7 статьи 35.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частей 2 - 5 статьи 41 настоящего Закона. Соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов документов принимает решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов.
Как следует из материалов дела, Решением Ульяновской Городской Думы от 10.04.2020 № 38 «Об утверждении сроком на десять лет схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Ульяновской Городской Думы» сроком на десять лет утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Ульяновской Городской Думы и её графическое изображение.
Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 22 января 2021 года № 141/814-6 назначен состав территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск», который включает в себя 14 членов с правом решающего голоса и председателя территориальной избирательной комиссии (л.д. 22-23).
Решением Ульяновской Городской Думы от 25 июня 2025 года № 80 назначены выборы депутатов Ульяновской Городской Думы седьмого созыва на 14 сентября 2025 года, которое опубликовано 27 июня 2025 года в газете «Ульяновск сегодня» № 75 (л.д. 21).
Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 20 июня 2025 года № 96/705-7 на Избирательную комиссию Ульяновской области возложены полномочия избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов депутатов Ульяновской Городской Думы седьмого созыва (л.д. 24).
Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 20 июня 2025 года № 96/707-7 полномочия окружной избирательной комиссии Заволжского одномандатного избирательного округа № 9 возложены на территориальную избирательную комиссию № 1 Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» (л.д. 25-27).
Постановлением территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» от 07.08.2025 № 121/323-4 Алымов А.С. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы седьмого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 9, выдвинутый в порядке самовыдвижения (л.д. 11-12).
Постановлением территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» от 01.08.2025 № 119/303-4 Шилов А.А. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы седьмого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 9 от Ульяновского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (л.д. 38).
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ обязанность самостоятельного доказывания совершения другим кандидатом действий, которые подлежат квалификации как подкуп избирателей, либо использования им преимуществ должностного положения, использования в агитационном материале объектов интеллектуальной собственности без согласия правообладателей, проведения предвыборной агитации без оплаты за счет средств собственного избирательного фонда возлагается на административного истца.
Однако такие доказательства не были представлены административным истцом в материалы административного дела.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 данного федерального закона.
Пунктом 1.1 статьи 56 Федерального закона N 67-ФЗ запрещена агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", содержащимся пунктах 112, 113, нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума является основанием для отказа в регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации кандидата (подпункт "к" пункта 24 статьи 38, пункт 1.1 статьи 56, пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, раздел VII Гражданского кодекса Российской Федерации).
К интеллектуальной собственности, в том числе, относятся объекты авторского права, использование которых может осуществляться третьими лицами только с разрешения правообладателя. При этом отсутствие запрета правообладателя не считается согласием (разрешением) (пункт 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В частности, нарушение требований статьи 1276 Гражданского кодекса Российской Федерации при проведении предвыборной агитации имеет место в случае, когда в агитационных материалах без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизводится, сообщается в эфир или по кабелю, доводится до всеобщего сведения произведение изобразительного искусства или фотографическое произведение, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, и изображение произведения таким способом является основным объектом при данном воспроизведении, сообщении в эфир или по кабелю или путем доведения до всеобщего сведения иным способом.
Выявление судом фактов нарушения законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности является основанием для отказа в регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации кандидата, списка кандидатов (подпункт "к" пункта 24 статьи 38, подпункты "а", "д" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ).
Административный истец в обоснование довода о нарушении Шиловым А.А. результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации указал, что Шилов А.А. в агитационном материале на своей странице в социальной сети «Вконтакте» использовал без согласия правообладателя шрифт в тексте в публикуемом им материале.
Суд учитывает, что Алымов А.С. не представил суду доказательств нарушения Шиловым А.А. действующего законодательства о выборах и интеллектуальной собственности. Судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих об использовании Шиловым А.А. в агитационных печатных материалах шрифта определенного размера и формы с нарушением прав его авторов либо правообладателей, как и сведений об обращении правообладателей, распоряжающихся исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, или их правопреемников за судебной защитой права, нарушенного использованием в агитационных материалах Шиловым А.А. объектов, охраняемых законодательством об интеллектуальной собственности.
В соответствии с подпунктами "б", "в" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом, в том числе по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу в случаях:
превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
Пункт 5 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ содержит исчерпывающий перечень действий кандидата, которые могут быть квалифицированы как использование должностного положения применительно к избирательной кампании.
Так под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
В ходе судебного разбирательства не установлено, что Шилов А.А., являясь кандидатом, неоднократно использовал преимущества своего должностного или служебного положения. Факт неоднократного появления Шилова А.А. в общественных местах, в том числе и на территории Заволжского одномандатного избирательного округа № 9, в присутствии губернатора Ульяновской области, главы города Ульяновска, главы администрации Заволжского района г. Ульяновска не свидетельствует о неоднократном использовании Шиловым А.А. преимуществ своего должностного положения. В судебном заседании представитель Ульяновского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Евстигнеев Е.П. пояснил, что Шилов А.А. занимается общественной деятельностью. Таким образом, суд учитывает, что Шилов А.А. встречался с руководителями области, города, района, не только как кандидат в депутаты.
Отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности (санкцией) за нарушение избирательного законодательства, которая может быть применена при наличии убедительных доказательств виновного поведения кандидата (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 года N 10-П).
Согласно пункту 5 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.
Из представленной суду выписки операций по лицевому счету, открытому в ПАО Сбербанк на имя Шилова А.А., следует, что за период с 10.07.2025 по 05.09.2025 на специальный избирательный счет поступили собственные денежные средства кандидата Шилова А.А. в общем размере 90 175 руб., а именно: 29.07.2025 в размере 13 400 руб. (собственные средства партии), 20.08.2025 в размере 4875 руб. (собственные средства партии), 28.08.2025 в размере 21 900 руб. (собственные средства партии), 04.09.2025 в размере 50 000 руб. (собственные средства партии) (л.д. 39-41).
Из представленного суду платежного поручения № 1 от 30.07.2025 усматривается, что Шилов А.А. перечислил 13 400 руб. ИП ФИО11 за листовки в количестве 6000 штук (л.д. 49).
Как следует из платежного поручения № 2 от 21.08.2025, Шилов А.А. перечислил 4875 руб. Ульяновскому областному отделению политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации за предоставление печатной площади в газете «Левый марш» (л.д. 56).
Из представленного суду платежного поручения № 3 от 28.08.2025 усматривается, что Шилов А.А. перечислил 5400 руб. ООО «Стрит-Лайн» за изготовление наглядной агитации (л.д. 49).
Из представленных суду доказательств не следует, что Шилов А.А. использовал в целях изготовления агитационных печатных материалов денежные средства помимо средств собственного избирательного фонда, сумма которых превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.
В соответствии с подпунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Пунктом 2 статьи 56 этого же федерального закона кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом "г" статьи 76 указанного федерального закона регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому избирательному округу, в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.
Согласно содержащимся в пункте 120 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснениям, Закон об основных гарантиях избирательных прав устанавливает закрытый перечень действий, которые могут быть расценены как подкуп избирателей, участников референдума.
При решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам необходимо выяснять:
совершены ли соответствующие действия в период избирательной кампании, кампании референдума;
позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;
в отношении каких лиц совершены данные действия;
относятся ли лица, совершившие названные действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей, участников референдума влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
Таким образом, действия кандидатов могут быть квалифицированы как подкуп избирателей только при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись под условием голосования "за" или "против" конкретного кандидата или ставились в зависимость от результатов выборов.
Административный истец Алымов А.С. указал, что Шилов А.А. совершил подкуп избирателей путем оказания последним медицинской помощи (взятие крови, измерение давления), и данное обстоятельство, как полагал Алымов А.С., несомненно побудило избирателей голосовать за кандидата Шилова А.А.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО12, ФИО13, ФИО14 в целом дали суду аналогичные показания, пояснили, что в передвижном медицинском пункте возле домов <адрес> 20.08.2025 и 25.08.2025 населению оказывались бесплатные медицинские услуги (взятие крови, измерение давления), при этом в кузове транспортного средства находились листовки с изображением Шилова А.А. В связи с этим свидетели полагали, что медицинские услуги оказаны при участии Шилова А.А.
Суд учитывает, что показания вышеуказанных свидетелей являются их субъективной оценкой оказанной им медицинской помощи и не свидетельствуют о подкупе избирателей путем оказания медицинских услуг.
Административный истец не представил доказательств, свидетельствующих о том, что медицинские услуги избирателям предоставлялись именно в связи с избирательной кампанией Шилова А.А. и под условием голосования "за" или "против" конкретного кандидата или ставились в зависимость от результатов выборов.
Таким образом, каких-либо нарушений, выразившихся в несоблюдении кандидатом Шиловым А.А. требований, предъявляемых статьями 56,76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", судом не установлено.
Поэтому суд отказывает в удовлетворении административного иска Алымова А.С. к Шилову А.А., Территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» об отмене регистрации кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы седьмого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 9 Шилова Антона Андреевича.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления Алымова Андрея Сергеевича к Шилову Антону Андреевичу, Территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» об отмене регистрации кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы седьмого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 9 Шилова Антона Андреевича отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья- Н.Е. Павлов
Решение изготовлено в окончательной форме 08.09.2025.